Теория принятия решений. 50 с.
Учебник
состоит из файла формата
DOC, запакованного WinRar. Скачать.
В архиве содержатся лекции
по теории принятия решений, пакеты прикладных программ для решения задач на
принятие решений, практические задачи.
Введение
В курсе «системный анализ»
рассматривались типовые математические модели систем операций, в которых в
качестве искомых вариантов проведения операций выступали управляемые переменные.
Например, в линейном программировании переменные принадлежат множеству
действительных чисел. Значение целевой функции, так же действительное число.
Поэтому очень легко определить, что лучше, что хуже. В дискретном
программировании – множество вариантов – дискретное. Существует большое число
практических задач, в которых все значительно сложнее.
1)
В
некоторых задачах сами варианты проведения операций представляют собой
небольшое число отдельных альтернатив. Например: строить большой завод или
строить меньше, а потом расширять. Поэтому в теории принятия решений говорят о задании множества
альтернатив, на которых ищется оптимальное решение.
2)
Во
многих задачах множество альтернатив не ясно с самого начала, например,
альтернативы при игре в шахматы. Поэтому в теории принятия решений говорят о генерации альтернатив.
При игре в шахматы приходится генерировать альтернативы и оценивать их.
3)
Оценка
ценности каждой альтернативы во многих случаях не сводится к простому сравнению
чисел. Целевая функция не является числовой и теория принятия решений применяет специальные методы
измерения полезности альтернатив.
4)
В
большом числе практических задач сама критериальная величина не может быть
единственной, т. е. критерий не скаляр, а ветка. Оказывается, что когда по
одному показателю один вариант лучше, по другому он может оказаться хуже, и
поэтому их сравнить нельзя.
5)
Во
многих задачах автоматизации управления присутствуют нечёткие переменные, и нечеткие
критерии.
6)
Иногда
встречаются задачи, в которых присутствуют несколько сторон (моделей, государств,
фирм), которые принимают решения в одной и той же системе, причём критерии этих
сторон противоположны. Такие ситуации называются конфликтными, при этом принцип
оптимальности является совершенно иным, чем в линейном программировании. Этим
занимается теория игр.
7)
Во
многих задачах принимаются групповые решения, при этом на основе экспертизы выявляется
желание этой группы, т. е. исследователь отделяется от эксперта.
В результате обработки
экспертов, исследователь получает критерий. Кроме этого, принятие решения
является многократным. Если в какой-то
задаче все семь проблем – она неразрешима.
|